взято с
Компания Apple вызывает у меня живейший интерес, к тому же неподдельный. Производитель, который способен придумать новые правила игры, заставить в них играть не только пользователей, но и партнеров, должен обладать недюжинными талантами в определенных областях. Давайте взглянем на последние события вокруг iPhone, а также других продуктов компании и попытаемся состыковать в единую картину те факты, что имеем.
Последние числа июля. Неожиданно появляется способ обхода защиты iPhone с помощью программирования мульти-SIM-карт. Всплеск интереса к аппарату, многие заказывают его себе. В ряде городов и стран из продажи исчезают программаторы для SIM-карт, компании начинают официально предлагать создание клона оригинальной карты для работы с iPhone. С начала продаж прошел месяц, но энтузиасты из других стран уже могут активно заказывать телефон и неофициально делать его работоспособным в своих странах. Реакция Apple на событие отсутствует.
В июле появляются первые сторонние приложения для устройства, далее каждую неделю их число, но не качество, растет. За несколько месяцев так и не появилось качественных и интересных приложений, все, что создают программисты, это лишь утилиты, закрывающие пробелы в изначальной функциональности телефона, например, возможность отправки музыки на другие устройства по Bluetooth.
Конец августа. Несколько компаний подогревают интерес к телефону тем, что объявляют о возможности программной разлочки в ближайшие дни. Сроки постоянно переносятся, но посетители блогов активно ждут этого момента. Одновременно с этим некий юный «хакер» совершенно случайно за пару часов узнает, как аппаратно разблокировать телефон, замкнув в нужный момент одну из перемычек на плате. Конечно же, его находка абсолютно «случайна», вы вот верите, что в 17 лет без соответствующего опыта и образования можно найти один шанс на миллион? В моем возрасте в такие сказки уже не верят. Однако событие могло бы пройти незамеченным. Но паренек получает свою награду в виде спортивного купе Nissan 350Z, а также трех новеньких телефонов. Все это в обмен на разлокированный собственный аппарат. Парень в центре славы и успеха, пожинает плоды нескольких часов размышлений и только. Способ разблокирования с перемычкой полностью описан, и энтузиасты и тем, кому не терпится, его опробуют. В большинстве случаев нет проблем, но практически все телефоны имеют следы вскрытия и автоматически теряют гарантию производителя.
В это же время неизвестный предлагает 100.000 долларов тому, кто создаст программу для разблокирования iPhone и сделает ее публично доступной. Интересный поворот, не так ли? То есть этакий Робин Гуд хочет подарить людям радость, никаких продаж разблокированных телефонов, как планируют другие компании, все даром.
По отдельности это забавные случаи. Все вместе явно показывает, что кто-то очень хочет, чтобы не зависимые от компании люди смогли обойти защиту и сделали ее публично доступной. Конкурентам Apple это явно не на руку, так как повышает продажи компании и расширяет рынки ее присутствия. От подобных действий выигрывает только сама Apple. Игра выходит на новый уровень.
1 сентября 2007 года. Компания iPhoneSIMFree объявляет, что получит достоверный способ для разлочки телефона в ближайшие дни, прием предварительных заказов активизируется. В дальнейшем компания продержит в напряжении общественность несколько дней и «неожиданно» с аналогичными программами «всплывут» другие разработчики. Все происходит практически одновременно.
5 сентября 2007 года цена на Apple iPhone 8 Гб снижается с 599 долларов до 399 долларов. Одновременно с этим объявляется, что версия на 4 Гб больше не будет выпускаться. Те, кто купил телефон раньше, не обрадовались «скидке» уже через два месяца после начала продаж и стали громко возмущаться в различных форумах. Стив Джобс на следующий день лично принес извинения и предложил подарочный сертификат всем, кто приобрел телефон до 22 августа, стоимостью в 100 долларов. На сертификат можно купить чего-нибудь в iTunes. Учитывая бесплатность такого сертификата для компании, как и контента в рамках этой акции, Apple просто сделала красивый жест и заодно дала пользователям «опыт» покупок в iTunes – неплохой шаг.
Одним из важнейших событий этого дня является запуск новых плееров от Apple, нас интересует в первую очередь Apple Touch. Внешне это чуть более короткая и тонкая версия Apple iPhone. Отличие новинки в отсутствии телефонной составляющей, но памяти на борту 16 Гб. Вдвое больше, чем у iPhone. В отличие от iPod Classic и iPod Nano продажи этого аппарата начинаются позднее, они назначены на 28 сентября.
Рынок реагирует на объявление Apple Touch негативно, акции компании начинают терять в цене. Аналитики объясняют это тем, что при наличии такого конкурента для iPhone внутри модельного ряда продажи последнего и планы на 2008 год под сомнением. В Apple разъясняют, что эти продукты ориентированы на разные ценовые ниши, хотя фактически их цена получилась идентичной. Для Apple необходимо выстроить стратегию продаж Touch так, чтобы избежать конкуренции с iPhone, и компании это удается. Впрочем, об этом мы поговорим только в начале продаж Touch 28 сентября.
5 сентября компания Apple представила свою концепцию продажи мелодий звонка для iPhone вместе с новой версией iTunes. Вам необходимо купить композицию в магазине iTunes, затем из нее будет сделан за отдельную плату рингтон длительностью до 30 секунд. Все удовольствие в общей сложности обходится в 1 доллар 98 центов. Если у вас уже есть купленная музыка, то всего лишь в 99 центов.
10 сентября 2007 года Apple заявляет, что продано 1 миллион телефонов, и это самый успешный продукт на рынке. Компания не принимает в расчет возвраты телефонов, учитывает повторные продажи восстановленных аппаратов. Статистика несколько иная, но результаты неплохи. Возникает только два вопроса: зачем было снижать цену ранее и так резко, если продукт столь успешен? Второй вопрос касается середины октября, когда компания AT&T покажет в своей отчетности активации контрактов для iPhone за третий квартал. Тут нас ждут сюрпризы, особенно на фоне того, что компания Apple не раскроет свои продажи телефонов в денежном выражении за третий квартал, а покажет только число аксессуаров и проданных телефонов. На мой взгляд, разница в данных будет значительна, и объяснить ее разбросом в активации AT&T, которая запаздывает, будет нельзя.
Рынок реагирует новым взлетом котировок акций Apple, компания снова на подъеме. Впереди данные первых продаж новых плееров, которые также подстегнут рост.
10 сентября же одновременно с объявлением результатов продаж различные команды программистов заявляют, что разблокировка телефона – дело нескольких часов, и программы будут широко доступны.
11-12 сентября, появляется несколько программ для разблокирования привязки SIM-карты к AT&T, программы имеют простой интерфейс и просты в использовании. Конечно же, они бесплатны.
18 сентября 2007 года официально объявляется о партнерстве с O2 в Британии, стоимость телефона называется на уровне 269 фунтов, включая налоги. Тарифный план включает неограниченное подключение для передачи данных (EDGE), а также WiFi. Пользователь может выбрать количество голосовых минут, это может быть 200, 600 и 1200 минут за 35, 45 и 55 фунтов в месяц. В первом случае в тарифный план также входит 200 коротких сообщений, во втором и третьем – по 500.
Учитывая курс фунта по отношению к доллару, мы получаем стоимость iPhone в Британии на уровне почти в 600 долларов. При сравнимом тарифном плане и оплате 35 фунтов в месяц пользователи сети T-Mobile могут получить бесплатно Nokia N95, которая является аппаратом более высокого класса. Ценовая политика компании не совсем однозначна, и многие аналитики выражают весьма сдержанные оценки успеху Apple в Европе.
Мечты о телефоне третьего поколения разбиваются о суровую реальность, так же, как и мечты о полностью переделанных функционально аппаратах, этого не происходит.
19 сентября 2007 года официально объявляется, что T-Mobile станет эксклюзивным поставщиком iPhone в Германии, аппарат начнет продаваться с 9 ноября, одновременно со стартом продаж в Великобритании (сеть O2), а также Франции. Стоимость телефона составляет 399 Евро, включая налоги, плюс надо будет приобрести 2-летний контракт от T-Mobile. О параметрах контракта скромно умалчивается, чтобы не шокировать публику раньше срока.
19 сентября появляется программа Navizon virtual GPS, которая по идее должна определять координаты телефона по WiFi-точкам доступа в городе, программа только для США. Мои попытки хоть как-то обнаружить себя в Сакраменто натолкнулись на полное непонимание со стороны приложения, оно меня отсылало на 500 км восточнее. В общем-то, это выглядит, как смешная попытка добавить в iPhone «никому не нужный и неточный» GPS. С треском попытка провалилась, тут требуется аппаратный чип.
21 сентября 2007 года появляется первая информация о том, что разлоченные iPhone не будут обслуживаться по гарантии, так же, как и аппараты с установленными приложениями; официальная позиция такова, что Apple не поддерживает изменений в софте, и это нарушение пользовательского соглашения. Эта позиция озвучивается 24 сентября следующими словами: «Unauthorized iPhone unlocking programs could cause irreparable damage to iPhone software». Ну и напоследок утверждение об отсутствии гарантии за такие действия.
Пользователи в других странах начинают волноваться и выражать свое неудовольствие. Так же, как и те, кто использовал сторонние программы на своих аппаратах в США. Учитывая, как плотно PR-специалисты Apple опекают блоги и другие сетевые издания, не выглядит странным, что 25 сентября в интервью старшего вице-президента компании по маркетингу продуктов на мировых рынках, Фила Шиллера (Phil Schiller), звучат следующие слова: «Обновление прошивки iPhone не имеет ничего общего с блокировкой разлоченных или хакнутых аппаратов». Возникает эйфория, что компания закрывает глаза на «шалости» своих покупателей.
27 сентября 2007 года выходит первое значительное обновление программного обеспечения для iPhone. Стоит отметить несколько моментов, которые важны для понимания ситуации. Компания явным образом делает продукты перекликающимися по своим возможностям и стремится ввести перекрестную систему наименования прошивок. «Случайным» совпадением вряд ли можно объяснить факт того, что в Apple Touch прошивка имеет номер 1.1.1 и поддерживает также список функций, добавленных к телефону.
В первую очередь это двойное нажатие на кнопку Home, возможность вызвать быстро плеер таким образом. Поддержка iTunes Wi-Fi Music Store. К другим изменениям стоит отнести следующие:
* Калибровка экрана сделана универсальной вне зависимости от производителя дисплея, ранее были нарекания на неестественную передачу черного при просмотре видео.
* Увеличена громкость динамика (программно).
* Отключение EDGE/GPRS в роуминге (важная функция, ранее пользователи просто автоматически тратили деньги).
* В почтовом клиенте для вложений появился горизонтальный режим просмотра.
Другие изменения незначительны и не заслуживают особого внимания. Мечты о появлении значительно переработанных программ или каких-либо функций исчезли, как дым. Однако все разблокированные телефоны перестали работать, и вернуть их хоть к какому-то состоянию оказалось не так просто. Событие метко получило имя iPocalypse или судного дня разлоченных iPhone.
28 сентября, начало продаж Touch. В Apple Store очень небольшое число этих плееров. К обеду их уже нет, продавец говорит мне, что в отличие от iPhone их привезли в небольшом количестве, и аппараты быстро расходятся. На следующий день плееры привозят вновь, но они снова заканчиваются за несколько часов. Ситуация повторяется до сегодняшнего дня, хотя скорость продажи этих плееров и уменьшается. Но компания специально создает дефицит на них, так как в этом случае возможна покупка и iPhone, который фактически имеет те же функции.
Смотрим на факты
Для столь широко разрекламированного устройства, как iPhone, первые несколько дней продаж привлекли самую активную и платежеспособную аудиторию, последующие дни должны были демонстрировать спад продаж, это и случилось на практике. Не было больше очередей, аппарат был свободно доступен, в отличие от того же Touch, вокруг которого нет никакой шумихи, но по факту и его практически нет в продаже в первую неделю.
Как же можно поддержать свои продажи на высоком уровне? В первый месяц они не упадут, так как интерес к новинке любого производителя в этот период всегда высок, и продажи максимальны. Спад начинается ровно через месяц. И вот, о чудо, появляется первый вариант использования iPhone вне сети AT&T. Вновь всплеск интереса к аппарату, многие закупают телефон для продажи его вне США. Однако процесс создания SIM-карты не так уж прост, поэтому говорить о массовом оттоке телефонов на другие рынки не приходится. Но появление такой возможности использования iPhone активизирует его продажи. Их хватает, чтобы насытить самых нетерпеливых ровно на месяц. Но что же делать дальше?
В конце августа интерес к iPhone начинает резко подогреваться «независимыми программистами, разрабатывающими анлок для телефона». Разные люди делают одну и ту же работу, у всех постоянно срываются сроки, что и понятно. Идет активный разогрев публики, которая в преддверии полного анлока начинает потихоньку обзаводиться телефонами.
И вот объявление снижения цены, а программы для разблокирования нет. Страсти кипят вокруг того, как же компания могла поступить с первыми покупателями. Однако в течение недели решения для безболезненного анлока появляются, пользователи в восторге. Еще один всплеск потребительской активности обеспечен. Возврат 100 долларов в виде покупок в магазине iTunes скорее похож на промо-акцию, чем на что-то иное.
В восторге ли оператор AT&T от того, что его телефоны уходят на сторону, и оператор не получает новых абонентов? Однозначно нет. Есть ли вина в этом Apple? Нет никакой, как можно такое вообразить? Просто звезды легли таким образом, что «независимые» разработчики «неожиданно» и как по нотам представили свои решения. И каждый раз ровно в нужный момент времени, чтобы продажи шли с тем же темпом. Цепь счастливых случайностей, к которой компания-производитель не имеет ровно никакого отношения.
Однако американский рынок мал и не позволяет реализовать заявленные 10 миллионов аппаратов за один год, поэтому компания планирует экспансию в Европу. На три основных рынка, где ее продукция наиболее популярна. Вот тут возникают первые проблемы с тем, что операторы не в восторге от того, что на рынке есть свободно доступные iPhone, к тому же по очень низкой цене в 430 долларов или даже чуть меньше. Что получается нужно сделать? Правильно. Заверить операторов, что подобные трюки с разлочкой невозможны в принципе, и компания даст по рукам тем, кто этим занимается. Делается соответствующее заявление, потом успокоительное заявление для фанатов. Каждый может выбрать заявление себе по вкусу, никто, казалось бы, не обижен. Однако по итогу обновления прошивки на 1.1.1 разлоченные телефоны блокируются, операторы в восторге. С 20 чисел сентября новые iPhone поступают в продажу именно с этой версией программного обеспечения, что по идее должно остановить вымывание телефонов на другие рынки. Однако вновь «случайным и чудесным» образом появляются инструкции по даунгрейду прошивки до 1.0.2. В истории вокруг iPhone таких «случайностей» слишком много, и они всегда появляются в четко обозначенный и нужный для продвижения телефона момент.
Причем, примите во внимание, что если анлок для других телефонов появляется полный, то для iPhone отчего-то все варианты разблокирования появляются с возможным контролем со стороны компании производителя. То есть если вы отвязываете какую-то Nokia от сети, то далее можете обновлять прошивки хоть до посинения, вторично разблокировать телефон будет не нужно. В случае iPhone контроль производителем может осуществляться, что нам и было продемонстрировано. Сильным ударом по позициям компании стало бы появление настоящего анлока на уровне железа телефона, но для этого из компании должна произойти утечка сервисного программного обеспечения, что не выглядит реальным.
В начале ноября стартуют продажи iPhone в Европе, что это означает? В первую очередь, что до декабрьских распродаж и бума покупательской активности останется месяц. Нужно ли будет подстегнуть продажи в этот период? Однозначно да. Это можно будет сделать снижением цены до уровня американского рынка, что выглядит маловероятным. Но, скорее всего, случится «чудо», и будет «сломана» текущая прошивка и вновь челноки потянутся в США.
Можно много говорить о том, что Apple никак не может повлиять на ситуацию, что вины компании в происходящем ноль, и вообще, все описанное – это игра воображения. Однако лично мне видится значимым, что Apple осознанно отказалась от продаж в своих магазинах телефонов с контрактом, а предлагает «голое» железо. Это значит, что цель в 10 миллионов проданных аппаратов будет достигаться любой ценой, пусть и пострадают партнеры компании, такие, как операторы. Компания самостоятельно своим решением сформировала рынок нелегальных iPhone, не будь такого дешевого предложения, и этот рынок был бы на порядки меньше. Но в этом не заинтересован сам производитель. Ведь такие негарантийные аппараты прекрасны, и их действительно можно продавать по низкой цене. Компания iSuppli привела оценку себестоимости Apple iPhone, включая сборку, она составила 265 USD. В этом аспекте получается, что, продавая аппараты по 399 долларов (цена без налога), производитель не остается в накладе. Особенно если перестает нести какие-либо гарантийные обязательства. Отсутствие активного продвижения Touch в этом свете также понятно. Кому нужно и кто понимает, купит этот плеер и так, а всем остальным лучше приобрести iPhone. Упор компания делает на этот продукт.
Нам же осталось дождаться данных AT&T о числе активированных в ее сети iPhone в третьем квартале, данные будут наверняка крайне интересны
Комментариев нет:
Отправить комментарий